К конструкции пассажирских и грузопассажирских лифтов
предъявляются особенные требования безопасности. При этом безопасное
функционирование системы в немалой степени зависит от правильной конструкции
шахты. Современные лифтовые шахты чаще всего делаются из железобетона, при
сборке конструкции необходимое тщательно соблюдение всех норм и допусков. Рассмотрим
подробнее разновидности и особенности монтажа лифтовых шахт.
Виды и особенности
Все подъемники можно разделить на три основные группы, в
зависимости от особенностей их эксплуатации:
·
Пассажирские – используются для перевозки людей
или предметов небольшого веса и габаритов.
·
Грузопассажирские – за счет увеличенной площади,
грузоподъемности и величины проема подходят как для транспортировки людей, так
и для поднятия или спуска достаточно больших предметов.
·
Грузовые – имеют максимальную грузоподъемность и
предназначены только для транспортировки грузов и сопровождающих их
сотрудников. Просто перевозить людей в таких лифтах нельзя.
Независимо от назначения, любой лифт состоит из нескольких
основных узлов:
·
кабина и направляющие;
·
противовесы;
·
гидроцилиндр.
Шахта лифта – это полностью или частично огороженная
область, которая обеспечивает безопасность перемещения подъемно-спускного
оборудования. Чтобы сократить сроки строительства зданий, чаще всего
используются сборные шахты из железобетонных конструкций – они помогают в
минимальные сроки подготовить объект к монтажу лифтов.
Конструкция и технические характеристики
Железобетонные изделия для обустройства подъемных шахт
делаются из тяжелых мелкофракционных бетонов повышенного класса прочности.
Габариты блоков большинства лифтовых шахт стандартизированы:
·
ширина – 180 см;
·
длина – 1295 см;
·
высота – от 49, до 329 см (показатель зависит от
места, на которое будет монтироваться блок);
·
толщина боковых стенок – 12 см;
·
толщина торцевых стенок – 10 см.
Сборные железобетонные лифтовые шахты состоят из нижнего
блока, основных этажных элементов, вставок (доборных деталей) и верхнего блока.
Плита перекрытия, которая расположена на последнем этаже, имеет специальные
отверстия для тросов, а также закладное оборудование, необходимое для фиксации
подъемного механизма. Перекрытие, которое находится в самом низу, имеет
усиленное армирование. Конструкция отдельных блоков дает возможность закреплять
противовесы, направляющие и двери.
Системы безопасности
Двери лифтовых шахт должны обладать огнестойкостью EI 30 или
E 30 (такая конструкция способна сохранять свою прочность и теплоизоляционные
свойства под воздействием повышенной температуры и открытого огня минимум в
течение получаса).
Не менее важно и правильное устройство системы вентиляции.
Оборудование, предназначенное для отвода дыма и излишков тепла, дает
возможность предотвратить возгорание. Если пожар все-таки начался, то
качественная вентиляция позволяет обеспечить безопасную эвакуацию людей.
Подъемники, которые располагаются на улице, обязательно
оснащаются системами отопления. Температура внутри шахты должна быть не меньше
+5°C – это позволяет обеспечить комфорт людям и продлить срок службы подъемного
оборудования.
Технология монтажа
Существует три метода сборки лифтовых шахт:
·
Из отдельных элементов. Сборка всех деталей
осуществляется непосредственно на месте. Такой способ имеет минимальную производительность
и чаще всего используется в небольших зданиях или при реставрации старых
лифтовых шахт.
·
Из блоков, которые были заранее смонтированы на
заводе. Для монтажа деталей используется подъемный кран.
·
Тюбинговая технология. На заводе создаются
объемные поэтажные блоки, которые уже оснащены всем необходимым оборудованием.
Шумоизоляция
Бывает и так, что в современных домах шум работающего лифта
мешает жильцам гораздо сильнее, чем жителям старых зданий. Это может произойти
по нескольким причинам:
·
Неправильное проектирование – когда для экономии
места помещения примыкают непосредственно к шахтам лифта.
·
Использование дешевых стройматериалов, которые
не обладают нужными шумоизоляционными свойствами.
·
Монтаж оборудования без защиты от вибрации.
Чтобы шум от движения лифта не мешал людям, необходимо
проектировать и обустраивать лифтовые шахты в строгом соответствии со
строительными нормативами. В частности, машинное отделение и сами шахты
необходимо располагать максимально далеко от жилых помещений – смежное
размещение недопустимо. Также для снижения общего уровня шума необходимо:
·
Установить виброизолирующий фундамент под
подъемным оборудованием.
·
Обустроить плавающий пол по звукоизоляционным
плитам в машинном помещении.
·
Монтировать управляющие шкафы на плавающем полу,
либо на металлической раме, которая стоит на виброизолирующих опорах.